Previous Entry Share Next Entry
О либерализации и реформах.
tadavsh
Размышления по итогам прошедшего http://kef.research.by/conference/program/

Из выступавших наших официальных лиц самый профессиональный доклад был у Калечица, самый откровенный - у Рудого. Снопков выступал в своей обычной роли либерального оптимиста, такие же речи он произносит уже несколько лет подряд: мол, альтернативы реформам нет, правительство работает над этим, изменения идут, все будет хорошо. Уверен, такую же речь он произнесёт и в 2020г. Гораздо важнее и интереснее было выступление Заборовского, который конкретизировал, что именно понимается под реформами. Более того, из речи Заборовского создаётся впечатление, что никаких дополнительных реформ-то и не надо, они давно уже идут полным ходом, чего вы вообще к нам пристали с какими-то реформами ? (Тем самым подтверждая один из тезисов Рудого - необходимость реформ неочевидна на самом верху.) Суть дальнейших изменений сводится к финансовой стабилизации, снижению субсидирования госсектора, увеличению тарифов на услуги ЖКХ плюс привычные обещания улучшения инвест. климата, снижения регулирования и защиты частной собственности.

Нет в планах основного элемента любых реформ - приватизации. Как её делать, медленно или быстро и как технически проводить - можно обсуждать, но вопрос даже не стоит на повестке дня. А без него невозможно ни снижение субсидирования госсектора ( надо же будет как-то покрывать убытки госпредприятий ), ни снижение регулирования (при огромном госсекторе объективно необходим громоздкий механизм регулирования и большой штат контролеров, включая силовиков, которые забивают под плинтус всех, не только госсектор), ни отмена целевых показателей де-факто плановой экономики (возможно, их станут называть индикативными, но суть от этого не поменяется).

Отсутствие необходимости приватизации аргументируется Заборовским довольно ловко: мол, и так доля госсектора падает, сейчас составляя чуть выше 47%. Под этим понимается доля предприятий с госпакетом в капитале более 50%. Что явное лукавство: контроль государства распространяется на огромное количество предприятий с госдолей менее 50%, а также и формально вообще без госдоли: например, если в ОАО 90% уставного фонда принадлежит другому ОАО, с госдолей 99%, то формально первое ОАО считается частным, без госдоли. И таких много. А ещё доли могут принадлежать формально частным кооперативам - СК, колхозам. Или потребкооперации. А ещё чаще государство рулит обществами, имея пакет в виде блокирующего и меньше, остальное принадлежит "колхозу" в виде коллектива и прочих бенефициаров бесплатной приватизации, не принимающих участия в управлении. А ещё частно государство вообще не имеет ни одной акции, но управляет через своих назначаемые директоров, так происходит в СК, потребкооперации, на многих предприятиях, где акции распылены и государство препятствует скупке, явно или неявно давая понять, что недружественное поглощение будет заблокировано, способов много. А ещё по инициативе Госкомимущества во многих обществах приняты изменения в уставах, фактически приравнивающие права на управление обществами владельца блокпакета в лице государства с правами владельца пакета 75% - 1 акция, что делает бессмысленным их покупку и априори обесценивает.

Между тем, этот основной элемент любых структурных реформ у нас уже проводился, что осталось незамеченным многими наблюдателями: имею в виду отмену запрета на движение акций приватизированных в начале 90-х предприятий, поэтапно снимавшийся с 2008 по 2011г. Что привело к перераспределению пакетов
и появлению реальных собственников у сотен предприятий. Это произошло революционно в течение нескольких лет, но осталось незамеченным любой статистикой и сторонними наблюдателями. Формально ничего не изменилось, доля в экономике частного сектора осталась прежней, но по сути эта доля быстро и сильно выросла. Как апофеоз этих действительно важнейших революционных структурных изменений стали аукционы по продаже пакетов акций 181 предприятий в 2011г., успешно были реализованы 36, (два потом расторгнуты по разным причинам).

Параллельно стало расти сопротивление органов госуправления идущим изменениям: шутка ли, реальная власть стала ускользать из рук. Новые собственники ставят во главу угла прибыль и не желают исполнять прогнозные показатели. Письма из местных администраций с требованием предоставить отчёт, проинформировать, явиться на совещание и пр. зачастую просто выкидываются в мусорку. Появляется право первоочередного выкупа акций у местных администраций, списки стратегически значимых предприятий и неформальная борьба старых директоров в альянсе с госорганами против попыток со стороны войти в капитал. Как апофеоз этой борьбы - неправовой отъем пакетов на "Коммунарке" и "Спартаке" и отмена планов дальнейшей приватизации. Дальнейшая борьба разворачивается под ковром. Президент отдаёт поручение взять под контроль происходящие в постприватизационных ОАО процессы ( то бишь, де-факто забрать все назад, приватизация начала 90-х считается ошибкой, которую надо исправить). Под видом защиты прав миноритариев готовятся одиозные нововведения: введение госпредставителей, голосующих за отсутствующих миноритариев, даже в ОАО без госдоли. Де-факто государство хотело забрать себе распыленные пакеты. Плюс право госпредставителя накладывать вето на любые решения наблюдательных советов и собраний акционеров. Плюс право государства в бесспорном порядке произвести допэмиссию акций в любом обществе по балансовой стоимости, без решения общего собрания акционеров, если это нужно для неких высоких государственных интересов. То есть, возвращение золотой акции в ещё более уродливом виде и аннулирование значения частных пакетов. Итогом долгого противостояния сторонников здравого смысла и желающих забрать все назад (условно "экономистов" и "силовиков" во главе с президентом) стала победа здравого смыла (временная ?). Документ замылили в кабинетах и несколько месяцев назад Минэкономики официально объявило о его неактуальности. Несмотря на неоднократные требования президента довести дело до конца. Как ни парадоксально, помог кризис и необходимость возобновить переговоры с МВФ. Ситуация на данный момент заморожена в точке гораздо более низкой, чем была в 2011г.

Последуем умному совету Рудого и почитаем официальные документы, там все написано о перспективах реформ и планах. В отличие от прекраснодушных планов и речей на форумах. Итак, закон о бюджете на 2015г., Приложение 1, финансирование профицита государственного бюджета и его использование, строка "источники операций с госимуществом": поступления от реализации госимущества - 1,18 трлн., увеличение доли государства в уставных фондах и покупка акций, облигаций - 2,14 трлн., итого государство планировало на этот год потратить на скупку акций и увеличение долей в обществах чистыми почти триллион, что составляло около ста миллионов долларов на момент подготовки бюджета. На эти деньги можно скупить на корню весь чахлый рынок акций и решить проблему управления постприватизационными ОАО в пользу государства, не ограничиваясь списком с правом первоочередной покупки.

Думаю, реализации этих планов помешал опять же текущий кризис.

P.S. Решение о деноминации говорит о серьезности намерений властей снизить инфляцию и добиться наконец долгосрочной финансовой стабилизации. Риски вложений в белорусский рубль снижаются. Хотя отсутствие внятной программы реформ будет этому препятствовать ввиду перманентных проблем в госсекторе.

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

В такой ситуации бел депозиты не станут ли сснова привлекательными на какое-то время?


Возможно, сейчас курс к российскому рублю близок к предкризисному уровню и, если не будет нового падения нефти и российского рубля, серьёзно опустить курс может только быстрое смягчение денежной политики. Чего они вроде делать не собираются, смягчать будут медленно. Более долгосрочно на курс может повлиять проблема убытков в госсекторе, как они будут её решать, не очень понятно. В этом году переписали долги МАЗа и Гомсельмаша на государство, но постоянно так делать не получится, да и более мелких проблемных предприятий тьма. Если их не приватизировать, то придётся дотировать каким-то образом, каким - пока не понятно. Я бы подождал месяцок, посмотрел бы, не будет ли денежных вливаний в конце года, влияющих на курс, если нет, после Нового года можно будет и зайти в бел. депозиты.

Имхо, первоочередная проблема не в отсутствии реформ, а в нежелании следовать хоть какому то плану. Приватизация это план, национализация это план. А e нас вчера могут говорить о приватизации, сегодня о том что нужно вернуть "золотую акцию", завтра опять о приватизации.

Ну и то что гос предприятия и конторы скорее занимаются обеспечением занятости чем работой тоже оптимизма не внушает.

Я бы сказал, что это боязнь любых перемен, боязнь вызвать политическое недовольство при увольнениях. Ну и власть терять никому не хочется, приватизация - это потеря части реальной власти.

Мне кажется что все таки первоочердное тут это отсутствие некой вменяемой цели и в целом низкий уровень гос управления с раздутым контролирующим и бюрократическим аппаратом. Сугубо имхо.

Как они могут добиться долгосрочной финансовой стабилизации когда ключевые моменты-цена на нефть, цены на внешних рынках на поставляемые товары от Беларуси не зависят.Диверсификации экспорта как такового нет. Игра в деноминацию да еще в середине года-ход кривой чуть больше чем полностью.Ну и перспективы погашения внешних долгов опять под вопросом.Надежда только на то что отожмут еще немного денег у роиисян. И все.
Я вчера еще послушал специалиста из БП по ситуации на нефтяном рынке. Новая реальность.И цены на нефть на низком уровне надолго.При этом кок он метко сказал затраты на добычу сланцевой нефти -это убегающая мишень.

Дело не в нефти, финансовая стабильность есть в разных странах, нефтеимпортерах и экспортерах, дело в непредсказуемости финансовых аппетитов госсектора. Они исходят из предположения, что госсектор будет сам по себе санироваться и развиваться, стоит ему только отменить целевые показатели, и будет способен обслуживать кредиты на рыночных условиях и обходиться без целевых бюджетных программ. А ничего этого не будет, будет нарастающий развал и увеличение потребностей в господдержке, не для развития, а чтоб все не рухнуло окончательно. И где государство будет брать деньги, если их взять негде ? Что-то мне подсказывает, что единственным источником будет "печатный станок". Скорее всего нас будет ожидать неустойчивая ситуация с периодическими кризисами и девальвациями. В принципе, как всегда. До тех пор, пока не исчезнет обуза в виде огромного нереформируемого госсектора.

Все эти заклинания об индикативном планировании, конкурсном распределении ресурсов среди госпредприятий, и пр. напоминают мне метания советских экономистов, вроде Абалкина, при позднем совке. Когда стало понятно, что модель не работает, но перейти к нормальному рынку мешала идеология. Вот и придумывали всякие промежуточные варианты, пока все не рухнуло.

я думаю что среднесрочные риски по белке увеличатся. потом будут какое то время пытаться играть в стабилизацию а потом продолжат бег по граблям.

почему потом? грабли разложены.

Вот честно говоря один из немногих разов когда даже нечего добавить \ возразить. :)

Вообще, если попытаться "залезть" в голову властьимущих, складывается ощущение, что у нас пытаются усидеть на двух стульях: с одной стороны не отдать власть, с другой стороны, как в любой корпорации, делегировать полномочия (определяя только общий бюджет). Получается по сути такая псевдоприватизация, где вместо хозяина, назначенный государством директор с одним KPI = прибыль > 0 (причем именно не максимальная, как у хозяина, а просто >0). Ну то есть KPI такой в явную не ставится, просто при отсутствии господдержки, прибыль > 0 - неизбежность. Собственно именно такую модель ИМХО имеют ввиду под переходом от директивной к индикативной модели управления экономикой.

Что касается эффективности, да, такая модель будет однозначно лучше модели с таргетированием производства и занятости. И вполне сносно работать на сырьевых \ полусырьевых рынках (то есть калийка \ нефтянка будут управляться не сильно хуже чем на западе, и тем более у русских). Но вот в более высокотехнологичном производстве (и вообще любом рынке где нужна хоть какая-то инновационность), все конечно будет гораздо хуже чем на западе.

Особенно интересно будет наблюдать эпичную битву белкоопсоюза против литвина. Если бы еще последний не в долларах кредитовался :(

Против кого белкоопсоюз биться будет?

С еврономом, который по сути одна из двух региональных сетей в стране. Остальные сети за пределами областных центров в рамках стат погрешности.

Первый раунд пока конечно литвин проигрывает, отзыв квоты у МЗВВ это конечно эпично. Но глобально, несмотря даже на охрененный потенциальный margin call (они всю сеть по сути за доллары развивали), белкоопсоюз сгниет и это будет первый прецедент, когда частная собственность заборола госсобственость.

есть версия, что выбор в пользу сверхвысоких процентных ставок был обусловлен в том числе интересами банковского лобби, бенифициарами которого являлась номенклатура, имеющая рентный доход и не допущенная к приватизации, своего рода краткосрочный компромисс самой верхушки власти и номенклатуры, насколько эта версия реальна? и когда приумноженный за это время капитал достигнет размеров, при котором номенклатурное лобби способно будет запустить процесс приватизации, или всё намного проще и номенклатура ничего не решает?

Ерунда. Банкирам от высоких ставок только хуже: это удорожает их пассивы (вклады), при том, что адекватно увеличить доходность активов трудно и в принципе не всегда возможно, к тому же есть ограничения НБ по кредитным ставкам, + при росте кредитных ставок растёт доля плохих кредитов, не все заёмщики выдерживают. Ну а чиновники наши - самое последнее, что сделают, это понесут крупные суммы в банк, сразу их засветив. Они лучше будут годами держать деньги в стеклянной банке, закопанной на даче :) Они под серьёзным контролем силовиков, крупный вклад - это сразу повод для лишних вопросов.

на фоне статистики из США и 70% повышения ставки в декабре ваш прогноз по заходу в белку в январе не претерпел изменений? возможно лучше выйти в середине декабря на фоне максимального ослабления?


..Нет в планах основного элемента любых реформ - приватизации.
Ну правильно - главное первым вытащить изюм из булки. А там хоть трава не расти.
Приватизация прошла во всех республиках бывш. СССР. И нигде не дала плодов. И не могла дать. Ибо советские предприятия оптимизировались под масштаб СССР. А новые собственники пытаются на 90% окэшить активы и сбежать и на 10% сделать свой маленький свечной заводик.

Путь тупиковый.

Что вы думаете по поводу такого рода вложений? И в частности об этой компании http://www.avangard.by/home/investors/bonds/

Пару лет назад на одном инвест. форуме слушал выступление их директора и заодно одного из совладельцев. У них очень агрессивная модель развития, за счёт выпуска облигаций, выкупаемых дружественными банками. То есть, очень большое кредитное плечо. И, судя по ставкам, по которым они вынуждены занимать, дела с ликвидностью у них скверные. 72% в бел. рублях - безумная ставка, так занимать можно только от отчаяния. Да и в валюте 18% это очень много, для сравнения, Раффайзен-лизинг уже выдаёт заёмщикам под 14%. А сейчас у всех лизинговых компаний проблема неплатежей и завал неликвидных залогов. Если есть на руках приличная сумма, лучше пойти к ним и посмотреть, какие у них есть залоги на продажу. Я слышал, некоторые лизинговые компании готовы отдавать чуть ли не за треть цены.

Вобщем риски выше прибыльности и может обанкротиться?
Тем более, что возврат не обеспечен государтством.

Вот по поводу лизинговых залогов: ну допустим отдадут, но сейчас же кризис и залоги нелеквидные, то есть их не продашь. То есть это имеет смысл, если самому с ними потом работать. Например, грузоперевозки (интересно как дела в этой сфере) или там кран купить, чтобы в аренду сдавать (но строительство же тоже в кризисе).

Три месяца прошло. Какая дальнейшая стратегия по вашему будет наиболее доходной. Или будет отдельный пост? :)

Пока нет особых идей. С грустью наблюдаю, как валится нефть.

А почему с грустью? :)

Но вообще речь шла о вкладах белка, росрубль, евро, доллар... :) Или пока нет явного фаворита?

не могли бы вы пояснить пару вопросов:
1 какие ранние косвенные признаки укажут на дно по нефти?
2 сезонное весеннее укрепление рос рубля повторится и на этот раз? быть может выход на 280-300 нац. банк планирует на этом сезонном укреплении?

  • 1
?

Log in

Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: tadavsh.livejournal.com/17890.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.